Как исправить восьмерку на колесе велосипеда?

Как восстановить

Причины появления

Ремонт «восьмерки» колеса велосипеда – это часто встречающаяся проблема, требующая оперативного вмешательства. Дело в том, что переднее и заднее колесо в вертикальном положении испытывают всевозможные нагрузки, даже когда человек только присаживается на седло. А поездка по трассе с выбоинами и ямами усугубляет это воздействие.

Фото 1

Человек без опыта не может грамотно распределить массу тела, не умеет правильно поворачивать, плавно тормозить и не спрыгивать. Все эти действия приводят к появлению дефектов из-за которых и появляется вопрос: «как убрать «восьмерку» на колесе велосипеда?»

Важно! Какой бы не была причина, при появлении этого дефекта его нужно срочно устранить!

Неисправность возникает по нескольким причинам:

  • Во время движения велосипеда на конструкции действуют вертикальные нагрузки. Их величина зависит от массы тела человека.
  • «Восьмерка» появляется в момент наезда на препятствие. К примеру, велосипедист может наткнуться на камень или бордюр.
  • При торможении и разгоне на транспортное средство оказывают влияние поперечной силы.

Постепенно форма колеса начинает меняться и образуется восьмёрка, которая приводит к выходу изделия из строя.

На скорость образования деформации влияет не только стиль катания. Велосипедист должен уметь правильно настраивать шпицы. Прочность обода может отличаться в зависимости от марки велосипеда и качества материала, который был использован в процессе производства.

Как выглядит колесо восьмеркой

Находясь в салоне автомобиля во время движения и вне его во время стоянки, водитель не видит поведение проблемного колеса и не может оценить его состояние. Единственный способ обнаружить проблему – взглянуть на вращение колес во время медленного движения автомобиля, это может сделать как сам водитель (придется посадить за руль кого-нибудь) или его помощник. При несильных повреждениях это единственный способ обнаружить проблему, однако, по мере ухудшения ситуации будут появляться и другие симптомы, главным из которых является вибрация на определенной скорости.

Если же помощников нет и некого посадить за руль, то понять, что колесо стало восьмеркой, достаточно вывесить автомобиль и сильно крутнуть каждое колесо. Этот способ позволяет обнаружить отклонение размером в 3–5 мм и сопоставим по эффективности с описанным выше.

Внешне дефект выглядит следующим образом – во время вращения колеса его края смещаются то влево, то вправо, описывая таким образом своеобразную восьмерку. Если вы не уверены, что такой дефект присутствует, подвесьте возле края колеса нитку или веревку с грузиком, это позволит обнаружить отклонения даже в 1–2 мм.

Виды восьмёрок

В зависимости от характера, можно условно поделить все искривления колёс на два вида – восьмёрка и яйцо.

  • Восьмёрка – это искривление обода колеса, при котором он во время вращения создаёт биение в направлении оси вращения.
  • Яйцо – искривление обода, при котором он будет создавать биение в радиальном направлении, вдоль спиц.

По степени тяжести можно также выделить несколько групп:

  1. Лёгкие искривления – спицы целы, сам по себе обод находится в хорошем состоянии, необходимо лишь исправить натяжение спиц. Возникает это в результате длительной, но аккуратной езды, когда со временем растягиваются спицы, крепёжные отверстия во втулке. Обычно биение при этом не превышает 3 мм.
  2. Средние искривления – когда геометрия колеса отклонилась от нормального положения более чем на три миллиметра, спицы целы, обод не деформирован. Биение – более 3 мм. Такая ситуация происходит при ударах о бордюр, неаккуратном съезде, столкновении с другим велосипедом, падения с мостика через ручей и т.д.
  3. Сильные искривления — спицы повреждены, обод деформирован, отклонения от нормального положения во время вращения составляет более 3 мм. Это происходит при сильных ударах, столкновении с машиной, падении с большой высоты или столкновениях на скорости с препятствием. Для больших колёс сильные искривления могут наступать в случаях, описанных в п.2 этого списка.
Читайте также:  Как очистить микроволновку: быстрые способы чистки СВЧ-печи внутри от жира в домашних условиях, альтернативные средства

В первых двух случаях не потребуется выполнять каких-то дополнительных закупок материала, новых спиц или обода. В последнем случае придётся докупить спицы, выбраковать деформированные, при деформации обода – заменить его. Придётся также полностью переспицовывать колесо вне зависимости от того, целы ли все спицы или нет.

Искривление колес, в зависимости от характера повреждения, делятся на два типа: восьмёрка и яйцо.

Исходя из степени тяжести поломки, выделяют следующие группы:

  1. Малые искривления.
  2. Средние искривления.
  3. Большая деформация.

Малая — незначительная деформация

Легкие повреждения, при которых сохраняется целостность спиц. Состояние обода также хорошее. Остаётся лишь поработать с натяжением спиц. Такое случается при длительной, аккуратной эксплуатации, когда через какое-то время происходит растяжка спиц. Как правило, биение, в таком случае не будет превышать 3 мм.

Как легко выправить восьмерку на велосипедном колесе - самый эффективный способ

Средняя — искривление средней степени

Явление, при котором в траектории колёса произошло отклонение от нормы, превышающее 3 мм. Такое бывает при грубых ударах. Например, удар об бордюр, грубый съезд, падение с моста, столкновение с другим велосипедом.

 Большая — сильная деформация

Вид повреждения, при котором происходит деформация спиц и обода, и отклонение в геометрии вращения более чем на 3 мм. Возникает в результате ударов сильной мощности: столкновение с автомобилем, падение со значительной высоты, падение на высокой скорости. Крупные колёса могут подвергаться серьезным деформациям в случаях, перечисленных во втором пункте.

Как легко выправить восьмерку на велосипедном колесе - самый эффективный способ

Искривление типа яйцо

Вид искривления, при котором происходит деформация обода. В таком случае будет создаваться биение в противоположном направлении по длине спиц.

Как выявить искривление?

Прежде чем приступить к работе и начать исправлять «восьмерку», нужно определить вид неисправности и его местонахождение. Алгоритм выполнения работы:

  • переверните транспортное средство или установите его на специальную стойку;
  • раскрутите колесо и преподнесите к нему мел в районе вилки;
  • мел сделает отсечки, которые помогут определить, вправо или влево «выпирает» колесо; Фото 3
  • после выявления места дефекта следует приступить к его исправлению.

Следует поставить велосипед вертикально. Затем крутануть проблемный элемент конструкции. При сильной восьмерке дефекты будут видны невооруженным глазом. Если есть незначительные повреждения, то появится характерный щелкающий звук.

Определить восьмерку на колесе можно тремя способами.

  1. Визуальным. Позволяет найти крупные и средние дефекты. Достаточно сильно раскрутить сильно колесо и внимательно осмотреть его ход. Искривления будут уходить в сторону. После обнаружения, рекомендуется быстро их зафиксировать.
  2. Контактным. Подразумевает отметку поврежденных областей. Здесь требуется подготовить светлый маркер или мелок. Раскрутить колесо, затем прислонить индикатор к ободу. Первая метка — выпуклый край восьмерки. Далее раскрутить элемент еще сильнее, продолжить приближать мел или маркер. Так появится вторая — общая область искривления. Очаг деформации четко отобразиться жирной линией по всей окружности.
  3. Использование подручных инструментов. Требуется подготовить ватные палочки, скотч и маркер. Палочки зафиксировать скотчем на перьях передней вилки. Раскрутить колесо, определить места соприкосновения палочек с ободом. Участки пометить маркером.

Как определить искривление на колесах?

Чтобы определить точное место возникновения неисправности необходимо перевернуть транспортное средство. При этом колёса должны находиться в верхнем положении. Можно выделить 2 метода нахождения поврежденных мест.

Визуальный метод

Процедуру проверки обода можно разделить на несколько этапов:

  • Для начала необходимо раскрутить колёса, так как на малых скоростях сложно определить грубые дефекты.
  • Чтобы увеличить частоту вращения заднего обода можно использовать педали. При этом искривленные участки опыт будут отклоняться плоскости вращения.

Контактный метод

Для более точного выявления неисправности можно воспользоваться контактным методом:

  • Пользователь должен в момент раскрутки колеса подвести мелок к ободу. Такой способ позволяет определить вершину дефектной области.
  • После процедуры на деформированной части колеса появится жирная линия, нарисованная мелом.

Методы регулировки

фото1Существует два проверенных способа по устранению восьмерки на колесе велосипеда. Для выполнения работ своими руками потребуется инструментарий — маркер или мел, монтажки из пластика для удаления покрышки, спицевой ключ.

 Из-за чего возникает деформация колес велосипеда

Колёса велосипеда регулярно подвержены разного рода физическим нагрузкам. Любое внешнее давление может послужить причиной деформации обода и образовать восьмерку на велосипеде.

Выделяют следующие виды нагрузок:

  1. Статические.
  2. Динамические.

Первая причина: статические нагрузки

Статические или постоянные нагрузки характеризуются стабильностью состояния колёс, регулирующихся с помощью натяжения спиц.

Читайте также:  Как почистить чайник лимонной кислотой и избавиться от накипи и ржавчины

Стабильность напрямую зависит от следующих факторов:

  • равномерный уровень натяжения спиц по всей траектории обода;
  • неразрывность и исправность фланцев втулки;
  • отсутствие различных трещин и повреждений;
  • отсутствие признаков изношенности.

Одним из важнейших факторов является уровень давления шин. Он зависит от фирмы транспортного средства и от типа его колёс.

Как легко выправить восьмерку на велосипедном колесе - самый эффективный способ

Во время неравномерного натягивания спиц после накачки шин возможно нарушение формы обода. Вследствие чего, образуется восьмёрка.

Как правило, для ремонта необходимо лишь переткнуть все спицы колеса.

Вторая причина: динамические нагрузки

При динамических нагрузках происходит воздействие на колеса в период вращения. Это может привести к их непригодности в дальнейшей эксплуатации.

Существуют следующие виды данных нагрузок:

  1. Резкое торможение. Такое действие означает торсионный вид нагрузок.
  2. Езда с преодолением различного рода препятствий. Это радиальная нагрузка. Под ее воздействием происходит повышенное давление на верхние части спиц. В процессе увеличивается ослабление нижних частей.
  3. Вес велосипедиста. Даже при аккуратной езде на ровной поверхности происходит усталость металла. При обычном сидении в седле велосипеда осуществляется давление на две нижние спицы. В свою очередь, верхние находятся в ослабленном состоянии. Уровень дисбаланса напрямую зависит от веса человека. Чем он больше, тем больше будет отклонение.
  4. Выполнение различных маневров и резких поворотов. В таком случае осуществляются поперечные нагрузки, которые существенно увеличиваются в процессе торможения с заносом.

Как легко выправить восьмерку на велосипедном колесе - самый эффективный способ

Любой из вышеперечисленных факторов может послужить причиной образования восьмёрки. Особое внимание нужно уделять заднему колесу, так как система параллельного переключателя может нести за собой ряд неприятностей.

Для их правильной установки следует разместить систему звезд, согласно с действующими нормами. Также важно соблюдение асимметрии при расположении спиц.

Инструменты и материалы для работы

  1. Спицевой ключ
  2. Динамометр или безмен
  3. Смазка типа «Солидол» или «Литол 24»
  4. Монтировка для покрышки
  5. Ключи, съёмники и отвёртки для того, чтобы снять колесо и трещотку – они могут быть разными для разных моделей.
  6. Небольшая отвёртка для ниппелей с прямым шлицем
  7. Спицы нужной длины
  8. Обод
  9. Ступица

Далеко не все инструменты и материалы являются обязательными. К примеру, если спицы не нуждаются в замене, то исправить восьмёрку можно и без них. Если обод в порядке – новый не понадобится. Если не нужно снимать трещотку или звезду – никаких съёмников не нужно. Если вообще никаких замен не надо, только перетянуть спицы – понадобится один спицевой ключ.

Устранение «восьмерки» на колесе потребует использования следующих инструментов:

  • спицевой ключ, который снижает или увеличивает натянутость спиц и устраняет неисправность; Фото 2
  • мел или цветной маркер, при помощи которого на ободе можно обозначить дефект.
  • инструмент для извлечения покрышки с обода велосипеда: важное приспособление для каждого велосипедиста (но если используются бескамерные шины, тогда вам придется постараться, чтобы снять покрышку).

Как выбрать спицевой ключ

Этот инструмент – самый важный. От него зависит, сколько восьмёрок выдержат ваши ниппеля и комфорт работы. Существуют ключи двух типов: фрезерованные, в виде круглой штучки с прорезями под различные гайки ниппелей спиц, и штампованные, с одним-двумя пазами под гайку. Выбирать надо фрезерованный. Пусть он стоит и дороже, но и прослужит дольше, и работать с ним удобнее. К тому же им можно спицевать не только колёса обычного велосипеда, но и колёса скутеров, мопедов, мотоциклов, велосипедов для шоссейных гонок с малыми ниппелями, велосипеды для экстремальной езды.

Устранение дефектов велосипедного колеса

Когда область искривления колеса найдена, пора приступать к его выпрямлению. Сделать это своими руками под силу каждому владельцу двухколесного транспорта, тем более что подобные проблемы могут возникать с завидной регулярностью. Существует два способа самостоятельного устранения восьмерки:

  1. Силовое выпрямление, или «коленом», как говорят велосипедисты.
  2. Метод подтяжки и ослабления спиц колеса.

Силовое выпрямление

Какие бывают размеры колес на велосипедах?колеса от велосипеда

Чтобы убрать изгиб таким способом, потребуется снять колесо с рамы. Покрышку с камерой в этом случае снимать не нужно. Поворачиваем выпуклостью к себе и хватаемся за обод и шину с обеих сторон. При средних деформациях оптимальный захват колеса – положение «10» и «2», то есть по 60 градусов в обе стороны от очага восьмерки. Приставляем колено к самой выпуклой области и с силой давим от себя.

Читайте также:  Как прочистить унитаз самостоятельно: лучшие способы устранения засоров

Какое положение колеса позволит лучше всего выровнять обод? Если сил в ноге достаточно, то давить можно и на весу. Альтернативный вариант – поставить колесо вертикально дефектным участком вверх. Здесь понадобится помощь напарника. Он должен крепко прижимать колесо к полу. После выправления колесо надевается на раму и снова проверяется методом вращения.

Назвать этот метод эффективным нельзя по нескольким причинам:

  1. Невозможно выгнуть мелкие изгибы.
  2. Обод может перегнуться в другую сторону.
  3. Неудобно.
  4. Низкая точность.
  5. Не каждый обод так просто может подвергаться простому силовому воздействию.

Относительно неплохо данный способ работает где-нибудь в дороге, когда восьмерка образовалась внезапно из-за наскока на крупное препятствие и ее необходимо срочно выправить, чтобы доехать до пункта назначения.

Регулировка колесных спиц

Переходим ко второму варианту устранения кривизны обода. Регулирование спиц заключается в их поочередном ослаблении и подтягивании. Для работы с ними нам понадобится специальный инструмент – спицевой ключ. Это незатейливое приспособление представляет собой кругляш с квадратными отверстиями сбоку под разные размеры спиц. Купить ключ без проблем можно в любом веломагазине.

Внимание! Изменять натяжение спиц следует только спицевым ключом, и ни в коем случае не плоскогубцами или разводными гаечными ключами!

Чтобы выровнять восьмерку на колесе велосипеда, понадобится терпение, особенно тем, кто делает это в первый раз. Шины необходимо полностью снять.

Сначала следует проверить натяжение всех спиц. Зачастую обод искривляется из-за их общего ослабления. Проверить это просто: когда спицы явно болтаются и «слушаются» пальцев как струны на гитаре, то необходима их подтяжка примерно на 1 оборот по всему колесу. Если такой проблемы не наблюдается, то ничего трогать не надо: так можно только усугубить восьмерку.

Отмечаем дефектную область и приступаем к «центральной» спице – той, которая расположена у выпуклости. Поворот спицы осуществляется в сторону, противоположную направлению выпуклости. Спицы по бокам от нее ослабляются. При восьмерке на три спицы схема выпрямления следующая:

  • Затяжка центральной на четверть оборота ключа.
  • Ослабление крайних спиц на восьмую часть оборота: сила ослабления вдвое меньше силы натяжения по центру.

удаление маленькой восьмеркиУстранение маленькой восьмерки

При восьмерке на 7 спиц ремонт колеса делается так:

  • Натягивается центр на пол-оборота.
  • Ослабляются две спицы (вторая и третья) по бокам на ¼ оборота ключа.
  • На 1/8 затягиваются четвертая и пятая спицы.
  • Ослабляются шестая и седьмая (крайние) спицы на 1/8 оборота.

устранение большой восьмеркиВыпрямление большой восьмерки

Чередование натяжения и растягивания проводится таким образом, чтобы крайние спицы на восьмерке были ослаблены. Для проверки результата колесо вешается на велосипед и тестируется на остаточную кривизну. Если восьмерка выгнулась в обратную сторону, следует убрать все натяжение и усилить момент затяжки на ослабляемых спицах и снова повторить процедуру, но уже с меньшими силами затягивания и ослабления.

Несмотря на то, что придется изрядно повозиться, можно добиться идеального результата – выпрямления колеса до ровного круга. И если в первый раз работа может затянуться слишком долго, то при последующем возникновении восьмерки ремонт пойдет куда быстрее. Теперь при появлении дефекта на колесе можно не откладывать байк в сторону, а быстро подрегулировать спицы самостоятельно и возобновить поездки.

Как избежать восьмёрки

  1. Ездить аккуратно
  2. Для больших колёс лучше использовать более дорогие спицы. Они не сильно превосходят дешёвые по механическим свойствам, но более равномерны по этим свойствам и меньше ржавеют. Дорогие спицы делают из нержавеющей стали.
  3. Если восьмёрка постоянно возникает – стоит попробовать поставить двойные обода; когда это не помогает – двойные стальные обода. Хоть они тяжелее и со временем ржавеют, однако комфорт езды и общее «здоровье» велосипеда этого стоят.
  4. Нужно отрегулировать работу механизмов велосипеда так, чтобы колесо не болталось и было надёжно закреплено на оси, чтобы педали также были жёстко закреплены и каретка не болталась в гнезде. Устранение люфтов значительно сокращает вероятность восьмёрки на колесе.
Источники
  • https://veloprofy.com/care/ispravlyaem-vosmerku-na-kolese/
  • https://avtoshark.com/article/repairs/chassis-repairs/koleso-vosmerkoj-na-avtomobile-prichiny-chto-delat/
  • https://vevel.ru/vosmorka-na-kolese-velosipeda/
  • https://tvoivelic.ru/kak-legko-vypravit-vosmerku-na-velosipednom-kolese-samyy-effektivnyy-sposob.html
  • https://veloinsider.ru/service/kak-vyrovnyat-vosmerku-na-velosipede.html
  • https://cyclearea.ru/remont-velosipeda/vosmerka-na-kolese-velosipeda-2-proverennyh-sposoba-ispravleniya
  • https://VeloFans.ru/remont/kak-pravilno-ispravit-vosmerku-velosipede

Как вам статья?

Оцените статью
Срок годности